Материально-технические условия реализации основной образовательной программы школы
Материально-техническая база МБОУ «УСОШ № 40» приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Критериальными источниками оценки учебно-материального обеспечения образовательного процесса в МБОУ «УСОШ № 40» являются требования Стандарта, требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, а также соответствующие методические рекомендации, в том числе:
— письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 1 апреля 2005 г. № 03—417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
— перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов;
— аналогичные Перечни, утверждённые региональными нормативными актами и локальными актами образовательного учреждения, разработанными с учётом особенностей реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении.
В соответствии с требованиями ФГОС в МБОУ УСОШ № 40», реализующем основную образовательную программу основного общего образования, оборудованы:
- учебные кабинеты с оборудованными рабочими местами обучающихся и педагогических работников;
- кабинет технологии для девочек
- библиотека с рабочими зонами, книгохранилищем, обеспечивающими сохранность книжного фонда;
- спортивный зал, оснащённые спортивным оборудованием и инвентарём;
- столовая для питания обучающихся, обеспечивающая возможность организации качественного питания;
- медицинский кабинет;
- кабинет психолога и дефектолога, оснащённый необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
Все помещения обеспечены частично комплектами оборудования для реализации всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарём.
Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы в МБОУ «УСОШ № 40».
№ п/п | Требования ФГОС, нормативных и локальных актов | Необходимо/ имеются в наличии |
1 | Учебные кабинеты с оборудованными рабочими местами обучающихся и педагогических работников | 34/29 |
2 | Лекционные аудитории | 1/0 |
3 | Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью | 3/0 |
4 | Помещения необходимые для реализации внеурочной деятельностью лаборатории и мастерские | 2/0 |
5 | Спортивный зал | 2/1 |
6 | Столовая | 1/1 |
7 | Медицинский кабинет | 2/1 |
8 | Библиотека с рабочими зонами, оборудованными читальным залом и книгохранилищем | 1/1 |
9 | Студии для занятий музыкой и изобразительным искусством | 2/0 |
10 | Площадки | 1/0 |
Компоненты оснащения | Необходимое оборудование и оснащение | Необходимо/
имеется в наличии |
1. Компоненты оснащения учебных (предметных) кабинетов основной школы | 1.1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты | В наличии |
1.2. Учебно-методические материалы:
1.2.1. УМК по предмету 1.2.2. Дидактические и раздаточные материалы по предметам. 1.2.3. Аудиозаписи, слайды по содержанию учебных предметов. 1.2.4. ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства. |
Оборудование кабинетов русского языка, математики, биологии, химии, физики, информатики, иностранного языка, истории, естествознания, технологии, компьютерного класса, полученных в рамках реализации регионального проекта образования | |
1.2.5. Учебно-практическое оборудование. | В соответствии с нормами для проведения практических работ, исследовательских уроков | |
1.2.6. Оборудование (мебель). | В соответствии с требованиями СапПиН. |
Проведена оценка помещений МБОУ «УСОШ № 40» для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещённость и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий, которые должны обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса на основании СанПиНов .
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) образования
В соответствии с требованиями Стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования обеспечиваются современной информационно-образовательной средой (ИОС).
В МБОУ «УСОШ № 40» ИОС строится в соответствии со следующей иерархией:
— единая информационно-образовательная среда страны;
— единая информационно-образовательная среда региона;
— информационно-образовательная среда образовательного учреждения;
— предметная информационно-образовательная среда;
— информационно-образовательная среда УМК;
— информационно-образовательная среда компонентов УМК;
Основными элементами ИОС являются:
— информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
— информационно-образовательные ресурсы Интернета;
— вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
— прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения (делопроизводство, кадры и т. д.).
Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивает использование ИКТ:
— в учебной деятельности;
— во внеурочной деятельности;
— в исследовательской и проектной деятельности;
— при измерении, контроле и оценке результатов образования;
— в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
— реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
— ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;
— записи и обработки изображения (включая микроскопические, телескопические и спутниковые изображения) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательного процесса;
— создания и использования диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, хронологических, родства и др.), специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольных линий;
— выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением;
— вывода информации на бумагу (печать);
— информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет, размещения медиасообщений в информационной среде образовательного учреждения;
— поиска и получения информации;
— использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);
— общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями;
— создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных;
— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования;
— занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования;
— размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
— проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
— обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудио-видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
— проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением;
Оценка информационно-образовательной среды образовательного учреждения
Наименование | Количество | ||
I | Технические средства | Мультимедийный проектор и экран | 16 |
Интерактивная доска | 16 | ||
Принтер монохромный | 8 | ||
Принтер цветной | 2 | ||
Фотопринтер | 0 | ||
Сканер | 1 | ||
Микрофон | 2 | ||
Графический планшет | 0 | ||
Цифровые датчики | 0 | ||
Цифровой микроскоп | 1 | ||
Цифровой фотоаппарат | 0 | ||
Цифровая видеокамера | 2 | ||
II | Программные инструменты | Операционные системы и служебные инструменты; клавиатурный тренажёр для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор для обработки векторных изображений; редактор подготовки презентаций; ГИС; среды для дистанционного он-лайн и оф-лайн сетевого взаимодействия; среда для интернет-публикаций; редактор интернет-сайтов, электронные учебники, системы программирования. Используются лицензионные программные продукты (лицензии есть), бесплатные лицензионные программы. | |
.III | Обеспечение технической, методической и организационной поддержки | Разработка планов, дорожных карт; заключение договоров; подготовка распорядительных документов учредителя; подготовка локальных актов образовательного учреждения; подготовка программ формирования ИКТ-компетентности работников ОУ (индивидуальных программ для каждого работника). | |
IV | Отображение образовательного процесса в информационной среде: | Сайт школы; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления через электронную почту; осуществляется методическая поддержка учителей (организация дистанционного обучения учителей). |
3.6. Учебно-методическое обеспечение основной образовательной программы
Программное обеспечение.
Образовательная программа школы является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ отдельных учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися образовательных программ, обеспечивая связь между требованиями стандарта, образовательными программами и итогами аттестации.
Требования, предъявляемые к программному обеспечению образовательного процесса:
- введение в содержание широких тем и проблем, требующих междисциплинарного подхода в их изучении;
- возможность учащихся приобщаться к постепенно меняющемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний;
- насыщенность содержания, направленность на развитие продуктивного, критического мышления;
- предоставление особых возможностей развития одаренным детям и учащимся, имеющим высокую мотивацию к обучению;
- ориентация в обучении на развитие продуктивного абстрактного мышления и высших умственных процессов;
- обращение особого внимания на развитие исследовательских умений, учитывая при этом необходимость овладения учащимися на высоком уровне базовыми умениями;
- создание возможностей для разноуровнего изучения учебных дисциплин, в том числе профильных,
- развитие навыков самостоятельного обучения, поощрение самостоятельности в основном образовании.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности с использованием имеющихся ресурсов.
Приоритеты в организации учебно-воспитательного процесса
Первая ступень обучения | Вторая ступень обучения | Третья ступень обучения |
Программы:
· Школа 21век под редакцией
|
· Общеобразовательные программы.
· Предпрофильное обучение. · Социализация школьников |
· Программы для общеобразовательных школ (базовый, профильный,).
· Социализация школьников |
Предметы: информатика, иностранный язык. |
Предметы: информатика, химия, математика, русский язык, факультативные курсы, предпрофильное обучение |
· Элективные курсы. · Предметы изучаемые на повышенном уровне сложности (выбор) |
Кадровое обеспечение
Необходимые кадры для реализации ФГОС | Наличие | % обеспеченности |
Руководитель образовательного учреждения. | + | 100% |
Заместитель руководителя | + | 100% |
Учителя начальных классов | + | 100% |
Учителя иностранного языка | + | 100% |
Учитель музыки | + | 100% |
Учителя физической культуры | + | 100% |
Старшая вожатая | + | 100% |
Социальный педагог | + | 100% |
Педагог-психолог | + | 100% |
Учитель-дефектолог | + | 100% |
Учитель-логопед | + | 100% |
Педагог-библиотекарь | + | 100% |
Кадровые условия реализации включают:
№ п/п | Специалисты | Функции | Количество специалистов в школе |
1 | Руководитель образовательного учреждения | Обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения. | 1 |
2 | Заместитель руководителя | Координирует работу преподавателей,разработку учебно-методической и иной документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса. | 3 |
3 | Учитель начальных
классов, основной и средней школы
|
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ | 8 |
4 | Педагог — психолог
|
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся. | 2 |
5 | Учитель-дефектолог | Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии обучающихся. | 1 |
6 | Учитель-логопед
|
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии обучающихся. | 1 |
7 | Социальный педагог | Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся. | 1 |
8 | Старшая вожатая
|
Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании. Проводит воспитательные и иные мероприятия. | 1 |
9 | Библиотекарь
|
Обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся. | 1 |